Spkb-optics.ru

СПКБ Оптик
38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Паз аварийный выключатель схема

ПАЗ 3205, 32053, 32054, 4234 — предохранители и реле

Паз 3205 базовый автобус малого класса, который выпускается с 1989 года по настоящее время как с дизельными, так и бензиновыми двигателями в различных модификациях и рестайлинговых версиях, таких как Паз 32053, Паз 32054 и Паз 4234. В данной статье мы представим описание предохранителей и реле Паз со схемами блоков и местами их расположения. В заключении предложим скачать электрические схемы электрооборудования паз 32053.

Назначение элементов в блоках может отличаться от представленного и зависит от года выпуска и модификации Вашего Паз. Сверяйте назначение со своей схемой на обратной стороне защитной крышки либо иной технической документацией.

Предохранители и защищаемые цепи автобуса

Обозначение

Сила тока

Защищаемые цепи

Левый блок предохранителей

Выключатель управления приводом пассажирских дверей.

Питание системы сигнализации указателями поворотов и сигнализации дверей.

Питание выключателя плафона водителя, аварийного выключателя

Питание приборов, блока АБС, система зажигания

Питание контрольных ламп, выключателя фонарей заднего хода

Питание левого стеклоочистителя

Питание циркуляционного насоса

Питание выключателя стеклоомывателя, комбинации приборов и вольтметра

Питание противотуманных фонарей

Питание габаритных фонарей правой стороны

Питание габаритных фонарей левой стороны

Правый блок предохранителей

Питание реле звуковых сигналов, осушителя воздуха

Питание выключателя обдува ветрового стекла

Питание выключателя плафонов салона, подкапотной лампы и розетки

Питание выключателя плафонов салона правой стороны

Питание фары левой «Дальний свет»

Питание фары правой «Дальний свет» Питание контрольной лампы «Дальний свет»

Питание фары левой «Ближний свет», выключателя задних противотуманных фонарей

Питание фары правой «Ближний свет»

Питание правого стеклоочистителя, фонари стоп-сигнала

За работу модулей автобуса ПАЗ 3205 отвечает система электроснабжения. Посредством нее все функциональные модули техники соединяются и регулируются из одного центрального участка – панели приборов водителя. Эта система включает датчики и аналоговые средства отображения получаемой информации. Водитель, оценивая ее, может делать заключение о состоянии транспорта, хотя техническая информация недоступна из-за отсутствия бортового компьютера. Сама система является аналоговой, потому диагностика ее неисправностей не создает много трудностей.

Структура электрооборудования автобуса ПАЗ 3205

Система электрооборудования включает следующие модули:

  • Внешние световые приборы
  • Модули звуковой и световой сигнализации.
  • Внутреннего освещения салона и рабочего места водителя.
  • Оборудование для стеклоочистки.
  • Штатную систему контрольно-измерительных приборов.
  • Оборудование обеспечения микроклимата салона.
  • Систему управления пассажирскими дверями.

Эти технические модули питаются от штатного аккумулятора вольтажом в 12 Вольт. Некоторая часть указанных выше модулей имеет преобразователи, снижающие силу тока до 8А. Остальные модули питаются от сети постоянного тока с силой в 16А.

Технические характеристики автобуса

Таблица основных параметров: размер, вес, вместимость

ПоказательХарактеристика ПАЗ-4234
Габариты (см)Длина816,5
Ширина250
Высота294
Вес (тонн)Максимальный9,995
Снаряженный6,37
База (см)434,5
ДвериШирина (см)72,6
КоличествоДве
МоторМощность (кВт/л. с)100/136
РазмещениеПереднее, продольное
Максимум крутящего момента (Нм)460 при 1500 об/мин
Число и положение цилиндров4 R
Рабочий объем (л)4,75
Максимальная нагрузка на оси (тонн)На переднюю3,890
На заднюю6,105
Объем топливного бака (л)105
  1. Приемлемая стоимость.
  2. Низкая цена эксплуатации.
  3. Быстрая окупаемость.
  4. Ремонтопригодность.
  5. Наличие запчастей.
  6. Музыкальная система.
  7. «Утепленный пакет» (двойное остекление, утепленный салон).
  8. Тонировка.
  9. Шины R19,5.
  10. Тахограф.
  11. Спутниковая система ГЛОНАСС.
  12. Противотуманные фары.
  13. Изогнутый бампер (улучшает аэродинамику).

Трансмиссия -пятиступенчатая, с механическим переключением передач, передающая полный потенциал двигателя на заднюю ось. Автобус оборудован зависимой подвеской в с рессорами листового типа и стабилизаторами поперечной устойчивости, двухконтурной тормозной системой с ABS. ПАЗ-4234 интересен своей экономностью – растрата топлива небольшая. В случае частичной загрузке транспортного средства – 17 литров дизеля на 100 км, а при максимальной – 23 литра.

В заводской сборке входит гидроусилитель руля, что помогает управлять транспортом без больших физических усилий.

Для экономии автобусы переоборудуют с дизельного горючего на газовое . (Подобный автобус есть в Курске. Перевозчики встроили двигатель от ЗИЛ-130 , а на крышу установили баллоны с метаном. Так же поступили и в Кургане, только вместо ЗИЛ-130 поставили движок на бензине ЗМЗ-5234, и также перевели транспортное средство на газ).

Источниками электpоэнеpгии на ПАЗе-4234 приходятся два аккумулятора и генеpатоp пеpеменного тока с встpоенным выпpямителем. Все цепи тока защищаются плавкими предохранителями.

Читать еще:  Выключатель kedu для болгарки интерскол

На автобусе три блока предохранителей:

Важно! Не допускается замещение вышедших из строя предохранителей на предохранители с большим номиналом.

Автобус оборудован предстартовым подогревом. Система охлаждения двигателя– жидкостная.

Классификация уровня безопасности SIL

В промышленности для критических приложений обычно используются уровни SIL-2 и SIL-3 (в зависимости от типа инструментальной функции). Например, в нефтегазовой сфере и химии SIL-3 – стандарт для аппаратной части. SIL-4 покрывает запросы атомной энергетики – требования к безопасности там на порядок выше, как и катастрофичность последствий при аварии.

Введем еще одно понятие – коэффициент готовности системы (availability).

Коэффициент рассчитывается, как отношение времени наработки на отказ (Тн.о.), к сумме времени наработки на отказ + времени на ремонт (восстановление)(Тв). Повышение коэффициента готовности возможно за счет избыточности. Избыточность в системах ПАЗ достигается за счет резервирования (дублирования).

Как в автобусах обозначается запасной выход?

Для быстрого нахождения запасные выходы транспорта обозначают специальными знаками. Их размещают непосредственно на двери, окне, люке или возле них на видном месте. Они должны хорошо читаться как изнутри транспортного средства, так и снаружи. Механизмы, с помощью которых можно открыть двери, окна, люки, обозначаются знаками или надписями, выполненными в красном цвете. Язык инструкций по обращению с механизмами открывания – государственный.

Введение в системы противоаварийной защиты объектов нефтегазодобычи

Известно, что возрастание числа аварий на объектах нефтегазодобычи наносит большой материальный ущерб, как самим объектам, так и окружающей среде. Одной из мер, служащих для обеспечения безопасности взрывопожароопасных технологических процессов, предусматриваются автоматические системы противоаварийной защиты (ПАЗ). Наличие таких систем позволяет предупреждать образование взрывоопасных и пожароопасных сред в технологическом оборудовании нефтегазодобычи при нарушении границ предельно допустимых значений параметров, характеризующих состояние технологического процесса, предусмотренных регламентом во всех режимах его функционирования и обеспечивающих безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние по заданной программе.

Системы ПАЗ для объектов нефтегазодобычи рассматриваются как своего рода последний рубеж обороны, за которым происходит разрушение технологического объекта, неконтролируемый взрыв или выброс опасных веществ и возможно — гибель людей.

Система ПАЗ является компонентом распределенной системы управления (РСУ), которая в свою очередь является компонентом АСУТП объектов нефтегазодобычи.

Основные задачи и функции систем ПАЗ

Основная задача любой системы ПАЗ — перевод процесса нефтегазодобычи в безопасное состояние при возникновении каких-либо проблем в его работе (выход технологических процессов за установленные границы, отказ оборудования, нештатные ситуации). Как правило, система ПАЗ получает данные о состоянии объекта нефтегазодобычи от «собственных» дублированных датчиков (одной из самых надежных схем считается «2оо3», когда срабатывание любых 2 из 3 датчиков, установленных на одной контрольной точке, считается необходимым условием для срабатывания защитной блокировки) и управляет «своими» резервированными исполнительными механизмами. У системы ПАЗ как компоненты РСУ нет «своей» станции оператора (такая есть в РСУ), есть только мобильная инженерная станция, с помощью которой выполняется конфигурирование ПЛК системы ПАЗ. Со станции оператора РСУ, соединенной с системой ПАЗ через сетевой экран (файервол (FireWall), можно контролировать процесс работы системы ПАЗ, но нельзя ей управлять. Конечное оборудование не зависит от оборудования РСУ, к примеру, если на трубопроводе по информации РСУ «заклинил клапан», то при возникшей ситуации отработает «отсекатель» системы ПАЗ.

При создании и последующей эксплуатации систем ПАЗ, предназначенных для технологических объектов нефтегазодобычи, следует соблюдать единый порядок управления комплексом необходимых работ, опирающийся на требования международных и национальных нормативно-методических документов [1,2]. Такой порядок должен охватывать состав, содержание и способы (методы) проведения работ по проектированию, внедрению, эксплуатации и техническому обслуживанию систем ПАЗ.

Этот порядок должен обеспечивать выполнение всех требований, предъявляемых к свойствам и показателям качества функционирования систем ПАЗ. Главными из них являются требования, предъявляемые к функциональной безопасности любой системы ПАЗ, т.е. к ее способности правильно функционировать, обеспечивая безопасность соответствующего объекта автоматизации.

В соответствии с серией российских стандартов ГОСТ Р МЭК 61508 и ГОСТ Р МЭК 61511 [1,2] функциональная безопасность системы ПАЗ как электронной программируемой системы определяется показателями качества выполнения ею функций безопасности, т.е. таких функций, содержанием которых является совокупность действий, направленных на снижение опасности, существующей и/или возникающей при функционировании управляемого объекта.

Читать еще:  Схема выключателя взмах руки

Основной функцией безопасности, для выполнения которой предназначена любая система ПАЗ технологического объекта, является автоматическое изменение его состояния в сторону более безопасного, выполняемое рассматриваемой системой в случае появления потенциально опасного события (например, выхода параметров процесса за безопасные пределы). Содержанием этой функции является совокупность действий, включающих измерительное преобразование и/или контроль соответствующих параметров состояния объекта, а также формирование и передачу на объект такой последовательности заранее определенных управляющих воздействий, которые направлены на предотвращение или снижение вреда.

Кроме основной функции система ПАЗ обычно выполняет ряд дополнительных функций, которыми в типичных случаях являются:

  • автоматическое обнаружение потенциально опасных изменений состояния технологического объекта или системы его автоматизации;
  • автоматическое измерение технологических переменных, важных для безопасного ведения технологического процесса (например, измерение переменных, значения которых характеризуют близость объекта к границам безопасного режима ведения процесса);
  • автоматическая (в режиме on-line) диагностика отказов, возникающих в системе ПАЗ и/или в используемых ею средствах технического и программного обеспечения;
  • автоматическая предаварийная сигнализация, информирующая оператора технологического процесса о потенциально опасных изменениях, произошедших в объекте или в системе ПАЗ;
  • автоматическая защита от несанкционированного доступа к параметрам настройки и/или выбора режима работы системы ПАЗ.

В соответствии с [3] на взрывоопасных объектах нефтегазодобычи применение систем, выполняющих функции противоаварийной защиты и/или блокировки при достижении критичных значений технологических параметров является обязательным. Выполнение указанных функций должно предупреждать образование взрывоопасной среды и другие аварийные ситуации, связанные с отклонениями технологического процесса от предусмотренных технологическим регламентом предельно допустимых значений параметров во всех режимах работы объекта, и, при необходимости, обеспечивать остановку объекта или иной его перевод в безопасное состояние.

Следует иметь в виду, что применение систем ПАЗ является не единственным способом достижения необходимого уровня промышленной безопасности производственных объектов. Наряду с электронными системами ПАЗ на них должны функционировать и другие системы и средства, обеспечивающие безопасность производства (служба пожарной охраны, системы автоматического пожаротушения, система оповещения о чрезвычайных ситуациях, предохранительные клапаны и др.). Совокупность таких систем и средств образует «многослойную» систему защиты (рис. 2) персонала, окружающей среды и имущества предприятия от возможных неблагоприятных событий на производстве и от их последствий.

Рис. 2. Типичные слои защиты и функции безопасности, применяемые для снижения рисков на объектах нефтегазодобычи

При определении состава и содержания работ по созданию и эксплуатации систем ПАЗ на объектах нефтегазодобычи необходимо учитывать ряд особенностей, характерных для таких объектов. Этими особенностями, в частности, являются следующие факторы и обстоятельства:

  • По признакам, установленным Федеральным законом №116-ФЗ от 05.05.2014 г. [4], практически все технологические объекты нефтегазодобычи относятся к категории опасных производственных объектов. На них возможно появление событий и ситуаций, способных нанести серьезный вред здоровью населения, заводского персонала и/или окружающей среде, а также значительный ущерб имуществу предприятия. Как следствие, на этих объектах важную роль играют задачи обеспечения промышленной безопасности не только оснащаемых системами ПАЗ технологических комплексов (в целом), но и самих систем противоаварийной защиты. Для выполнения этих задач необходимо при создании и эксплуатации СПАЗ обеспечивать безусловное выполнение требований безопасности, установленных международными и российскими стандартами и другими нормативно-методическими документами.
  • Большинство технологических процессов, реализуемых на объектах нефтегазодобычи, относятся к непрерывным процессам. Соответствующие технологические установки и агрегаты имеют, как правило, высокую единичную мощность (производительность), что диктует необходимость обеспечения их непрерывного круглосуточного функционирования.
  • Технологическое оборудование многих объектов нефтегазодобычи, эксплуатируемое в настоящее время, имеет высокую степень изношенности. Следствием этого обстоятельства является повышение роли систем ПАЗ для безопасной и эффективной эксплуатации указанных объектов.

Современные системы ПАЗ, создаваемые и эксплуатируемые на объектах нефтегазодобычи, обладают рядом особенностей, влияющих на порядок их создания и применения. К таким особенностям, в частности, относятся:

  • широкое использование в системах ПАЗ программируемых логических контроллеров (ПЛК) и/или других микропроцессорных средств компьютерной техники, реализующих программным путем логические алгоритмы выполнения функций (функциональных задач) защиты и блокировки;
  • наличие на предприятиях нефтегазодобычи значительного числа систем ПАЗ, построенных на технически и морально устаревших средствах автоматики и требующих модернизации.

Основными техническими компонентами, входящими в состав любой системы ПАЗ, являются не только соответствующий управляющий программно-логический контроллер (ПЛК), но и такие изделия, как датчики и исполнительные механизмы, необходимые для выполнения функций системы. Кроме того, в систему ПАЗ часто входят дополнительные устройства (линии связи, блоки питания и др.).

Читать еще:  Автоматический выключатель gv2me14 характеристики

В ходе создания и применения систем ПАЗ необходимо иметь в виду, что их функционирование не только эффективно повышает безопасность работы соответствующих технологических объектов, но и само может способствовать появлению опасных событий и ситуаций (например, в случае такого отказа системы ПАЗ, который приводит к неблагоприятному воздействию на объект).

Роль и место систем ПАЗ в средствах автоматизации объектов нефтегазодобычи

К средствам автоматизации объектов нефтегазодобычи будем относить триаду типа «АСУТП/РСУ/ПАЗ». РСУ — класс АСУТП для децентрализованной организации управления распределенными технологиями нефтегазодобычи. Системы ПАЗ являются обязательными компонентами РСУ для решения задач обеспечения безопасности объекта нефтегазодобычи.

РСУ должна применяться для управления непрерывными технологическими процессами. К непрерывным процессам относятся те, которые должны проходить круглосуточно, при этом останов процесса, даже кратковременный, недопустим. То есть, под непрерывными процессами понимаем те, останов которых может привести к прекращению нефтедобычи, поломке технологического оборудования и даже несчастным случаям, а также те, возобновление которых после останова связано с большими издержками.

Системы ПАЗ должна реализовывать функции безопасности на объектах нефтегазодобычи.

Архитектура средств автоматизации АСУТП/РСУ/ПАЗ представлена на рис. 3.

Рис. 3. Архитектура средств АСУТП/РСУ/ПАЗ

Архитектура средств РСУ+ПАЗ представлена на рис. 4.

Рис. 4. Архитектура средств РСУ+ПАЗ

Из вышесказанного вытекает главное требование к РСУ — отказоустойчивость. Для РСУ отказ, а соответственно и останов технологического процесса, недопустим. Высокая отказоустойчивость должна достигаться путем резервирования (как правило, дублирования) аппаратных и программных компонентов системы, использования компонентов повышенной надежности, внедрения развитых средств диагностики, а также за счет технического обслуживания и непрерывного контроля со стороны человека.

РСУ должны быть функциональны и масштабируемы. Для характеристики масштаба РСУ должен использоваться специальный термин «количество параметров ввода/вывода». Один параметр ввода/вывода — это либо сигнал измерения, получаемый с датчика (текущее давление пара в емкости), либо управляющий сигнал, воздействующий на исполнительный механизм (команда пуска насоса, например).

Из этого следуют еще два требования к РСУ:

  1. Масштабируемость. РСУ должна одинаково хорошо подходить для автоматизации как одной установки, так и для всего технологического объекта управления (ТОУ). При этом система должна легко расширяться для того, чтобы охватить новые производственные участки (цеха). Расширение системы должно по возможности проходить без остановки уже внедренных участков системы (расширение типа «online»).
  2. Простота разработки и конфигурирования. Система должна предлагать инженерам целый набор предподготовленных программных компонентов и средств разработки. К ним должны относиться: пакеты визуального программирования, графические библиотеки, функциональные блоки, преднастроенные сетевые протоколы и интерфейсы. Вообще степень интеграция программных компонентов, входящих в состав РСУ, должна быть достаточно велика. Один из главных принципов построения РСУ — единая конфигурационная база системы. Изменения, выполненные в одном программном модуле системы, должны автоматически отражаться во всех зависимых модулях.

РСУ должны позволять охватывать множество территориально распределенных объектов. В действительности, расстояние между технологическими установками, объединенными в одну систему управления, порой достигает нескольких километров. Система должна позволять покрывать большие площади средствами современных сетей и шин передачи данных, таких как: Ethernet или специальная промышленная шина Profibus DP. При этом должно допускаться использование как медных кабелей, так и оптоволокна. Цифровая сеть должна позволять объединить разнесенные компоненты системы в единый программно-аппаратный комплекс.

Современные системы ПАЗ как элементы РСУ для опасных промышленных объектов являются разновидностью программируемых электронных систем безопасности. Общий порядок создания и применения таких систем, регламентированный международными и российскими стандартами [1,2], базируется на трех основных концепциях:

  • концепция полного жизненного цикла системы ПАЗ;
  • концепция организации работ по обеспечению функциональной безопасности;
  • концепция рисков и способов их снижения.
  1. ГОСТ Р МЭК 61508-2012. «Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью».
  2. ГОСТ Р МЭК 61511-2011. «Безопасность функциональная. Системы безопасности приборные для промышленных процессов».
  3. «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств». 2013.
  4. Федеральный закон №116-ФЗ от 05.05.2014 г.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector