Выключатели защиты двигателей устройство
Универсальные устройства защиты двигателей
Обеспечение защиты асинхронных электродвигателей требуется при следующих аварийных ситуациях:
Обрыв фазы (ОФ) возникает в 50% случаев. Происходит это:
При коротком замыкании на фазе;
При перегрузке по току;
При возгорании электрокабеля;
Ввиду некачественного крепления контакта проводника фаз и его перегорания.
ОФ не всегда вызывает остановку двигателя, но, при увеличенных нагрузках на валу, электродвигатель перегревается, что приводит к его сгоранию и выходу из строя.
Остальные 50% аварийных случаев, приходятся на:
Нарушение чередования фаз – возможно при ошибочно проведенных ремонтных работах в щитовой и кабельной системе;
Слипание фаз – происходит при нарушении изоляции в кабеле питания, а также из-за положения проводов на столбах внахлест;
Перекос фаз – когда нагрузка на фазах распределена неравномерно;
Сбой в системе управления охлаждением двигателя;
Другие технологические перегрузки.
Защита асинхронного двигателя от перегрузок
Поскольку наибольшее применение получил асинхронный двигатель, на его примере будем рассматривать, как двигатель защитить от перегрузки и перегрева.
Для них возможно пять типов аварий:
- обрыв в обмотке статора фазы (ОФ). Возникает ситуация в 50% аварий;
- затормаживание ротора, возникающее в 25% случаев (ЗР);
- понижение сопротивления в обмотке (ПС);
- плохое охлаждение мотора (НО).
При возникновении любой из перечисленных видов аварий, существует угроза поломки двигателя, поскольку происходит его перегрузка. Если не установлена защита, ток возрастает на протяжении длительного времени. Но может произойти его резкий его рост при коротком замыкании. Исходя из возможного повреждения, подбирается защита электродвигателя от перегрузок.
Термисторная защита электродвигателей и реле термисторной защиты двигателя
Термисторная (позисторная) защита электродвигателей
Сложность конструкции тепловых реле к пускателям электродвигателей, недостаточная надежность систем защиты на их основе, привели к созданию тепловой защиты, реагирующей непосредственно на температуру обмоток электродвигателя. При этом датчики температуры устанавливаются на обмотке двигателя. Другими словами, осуществляется непосредственный контроль измерения нагрева двигателя. Прямая защита двигателя через контроль температуры обмотки даже при тяжелейших условиях окружающей среды обеспечивает полную защиту двигателя, оснащенного температурными датчиками с положительным коэффициентом сопротивления (PTC). Температурные датчики PTC встроены в обмотки электродвигателя (укладываются в обмотку двигателя изготовителем двигателей).
Термочувствительные защитные устройства: термисторы, позисторы
В качестве датчиков температуры получили применение термисторы и позисторы (РТС – резисторы) — полупроводниковые резисторы, изменяющие свое сопротивление от температуры. Термисторы представляют собой полупроводниковые резисторы с большим отрицательным ТСК. При увеличении температуры сопротивление термистора уменьшается, что используется для схемы отключения двигателя. Для увеличения крутизны зависимости сопротивления от температуры, термисторы, наклеенные на три фазы, включаются параллельно (рисунок 1).
Рисунок 1 – Зависимость сопротивления позисторов и термисторов от температуры: а – последовательное соединение позисторов; б – параллельное соединение термисторов
Позисторы являются нелинейными резисторами с положительным ТСК. При достижении определенной температуры сопротивление позистора скачкообразно увеличивается на несколько порядков.
Для усиления этого эффекта позисторы разных фаз соединяются последовательно. Характеристика позисторов показана на рисунке.
Защита с помощью позистоpoв является более совершенной. В зависимости от класса изоляции обмоток двигателя берутся позисторы на температуру срабатывания =105, 115, 130, 145 и 160 . Эта температура называется классификационной. Позистор резко меняет сопротивление при температура за время не более 12 с. При сопротивление трёх последовательно включенных позисторов должно быть не более 1650 Ом, при температуре их сопротивление должно быть не менее 4000 Ом.
Гарантийный срок службы позисторов 20000 ч. Конструктивно позистор представляет собой диск диаметром 3.5 мм и толщиной 1 мм, покрытый кремне-органической эмалью, создающей необходимую влагостойкость и электрическую прочность изоляции.
Рассмотрим схему позисторной защиты, показанную на рисунке 2.
К контактам 1, 2 схемы (рисунок 2, а) подключаются позисторы, установленные на всех трёх фазах двигателя (рисунок 2, б). Транзисторы VТ1, VT2 включены по схеме триггера Шмидта и работают в ключевом режиме. В цепь коллектора транзистора VT3 оконечного каскада включено выходное реле К, которое подает сигнал на обмотку пускателя электродвигателя.
При нормальной температуре обмотки двигателя и связанных с ним позисторов сопротивление последних мало. Сопротивление между точками 1-2 схемы также мало, транзистор VT1 закрыт (на базе малый отрицательный потенциал), транзистор VТ2 открьт (большой потенциал). Отрицательный потенциал на коллекторе транзисторе VT3 мал, и он закрыт. При этом ток в обмотке реле К недостаточен для его срабатывания.
При нагреве обмотки двигателя сопротивление позисторов увеличивается, и при определенном значении этого сопротивления отрицательный потенциал точки 3 достигает напряжения срабатывания триггера. Релейный режим триггера обеспечивается эммитерной обратной связью (сопротивление в цепи эммитера VТ1) и коллекторной обратной связью между коллектором VT2 и базой VT1. При срабатывании триггера VТ2 закрывается, а VT3 — открывается. Срабатывает реле К, замыкая цепи сигнализации и размыкая цепь электромагнита пускателя, после чего обмотка статора отключается от напряжения сети, двигатель останавливается.
Рисунок 2 – Аппарат позисторной защиты с ручным возвратом: а – принципиальная схема; б – схема подключения к двигателю
После охлаждения двигателя его пуск возможен после нажатия кнопки «возврат», при котором триггер возвращается в начальное положение.
В современных электродвигателях позисторы защиты устанавливаются на лобовой части обмоток двигателя. В двигателях прежних разработок позисторы можно приклеивать к лобовой части обмоток.
Достоинства и недостатки термисторной (позисторной) защиты
- Термочувствительная защита электродвигателей предпочтительней в тех случаях, когда по току невозможно определить с достаточной точностью температуру электродвигателя. Это касается, прежде всего, электродвигателей с продолжительным периодом запуска, частыми операциями включения и отключения (повторно-кратковременный режим работы) или двигателей с регулируемым числом оборотов (при помощи преобразователей частоты). Термисторная защита эффективна также при сильном загрязнении электродвигателей или выходе из строя системы принудительного охлаждения.
- Термисторная защита эффективна также при сильном загрязнении двигателей или выходе из строя принудительного охлаждения. Следующей областью применения термисторной защиты является температурный контроль в трансформаторах, жидкостях и подшипниках для их защиты от перегрева.
- Недостатками термисторной защиты является то, что с термисторами или позисторами выпускаются далеко не все типы электродвигателей. Это особенно касается электродвигателей отечественного производства. Термисторы и позисторы могут устанавливаться в электродвигатели только в условиях стационарных мастерских. Температурная характеристика термистора достаточно инерционна и сильно зависит от температуры окружающей среды и от условий эксплуатации самого электродвигателя.
- Термисторная защита требует наличия специального электронного блока: термисторного устройства защиты электродвигателей, теплового или электронного реле перегрузки, в которых находятся блоки настройки и регулировки, а также выходные электромагнитные реле, служащие для отключения катушки пускателя или электромагнитного расцепителя.
Виды термисторных реле различных производителей:
Реле термисторной защиты двигателя TER-7 ELCO (Чехия)
- контролирует температуру обмотки электродвигателя в температ. интервале, данном сопротивл. PTC термистора фиксированный настроенный уровень коммутации
- в качестве считывающего элемента применяетсчя термистор PTC встроенный в обмотку электродвигателя его производителем, возможно использование внешнего PTC сенсора
- функция ПАМЯТЬ — реле в случае ошибки блокируется до момента вмешательства персонала (наж. кнопки RESET)
RESET ошибочного состояния:
a) кнопкой на передней панели
b) внешним контактом (на расстоянии по двум проводам) - функция контроля короткого замыкани или отключения сенсора , состояние нарушения сенсора указывает мигающий красный светодиодный индикатор
- выходной контакт 2x переключ. 8 A / 250 V AC1
- состояние превышение температуры обмотки двигателя указывает светящийся красный светодиодный индикатор
- универсальное напряжение питания AC/ DC 24 — 240 V
- клеммы сенсора не изолированы гальванически, но их можно замкнуть с клеммой PE без поломки устройства, в случае питания от сети должен быть подключен нейтраль на клемму A2
Реле термисторной защиты электродвигателя РТ-М01-1-15 (МЕАНДР, Россия)
- контролирует температуру двигателей, оснащенные позисторами (термисторы с положительным температурным коэффициентом — РТС резисторы), встроенные в обмотку двигателя ( производителем).
- коммутируемый ток 5А/250В (пиковый 16А), контакты реле 1з+1р
- индикация рабочих состояний:
- (напряжение питания, срабатывание реле, перегрев двигателя, КЗ датчиков)
- напряжение питания АС 220, 100, 380 (по исполнениям)
Реле контроля температуры двигателя E3TF01 230VAC (PTC), 1 CO, TELE Серия ENYA (Австрия)
- контролируемая величина PTC (контр. температуры двигателя на повышение) от 6 PTC датчиков
- диапазон измерения общее сопр. холодн. Реле контроля температуры двигателя G2TF02 (PTC), 2ПК (требуется модуль TR2)TELE Серия GAMMA (Австрия)
- контролируемая величина PTC (контр. температуры двигателя на повышение) от 6 PTC датчиков
- диапазон измерения общее сопр. холодн. Реле термисторной защиты двигателя CR-810 F&F ЕвроАвтоматика (Белоруссия)
- контроль температуры электродвигателей, генераторов, трансформаторов и защита их от перегрева
- датчики РТС устанавливаются в обмотках электродвигателя производителем и в комплект не входят (термисторы РТС соединенные последовательно от 1 до 6 штук)
- напряжение питания 230V AC и 24V AC/DC
- максимальный комутируемый ток 16А, 1 переключающий контакт
- контроль КЗ в цепи термисторных датчиков
- с ростом температуры электродвигателя растет сопротивление цепи термисторных датчиков, при достижении более 3000 Ом питание отключается (реле разрывает цепь питания катушки контактора), включение происходит автоматически при снижении температуры и соответсвенно сопротивления до 1800 Ом.
Реле контроля температуры двигателя MTR01, MTR02 BMR (Чехия)
- Реле контролирует температуру обмотки электрического двигателя. Принцип действия основан на измерении сопротивления термистора, встроенного в двигатель.
- Устройство также контролирует короткое замыкание или пропадание фазы. Реле имеет один выходной перекидной контакт на ток 8 А.
- Модификация MTR01 24V/ MTR02 24V предназначена для напряжения питания 24 В. Остальные параметры.
- MTR02 с гальванической изоляцией
- Сопротивление PTC в раб. режиме 50 Ω 3,3кΩ или PTC Реле контроля температуры двигателя BTR-12EBTR Electronic Systems, «METZ CONNECT» (Германия)
- реле термистор применяется для защиты моторов от термических перегрузок, возникающих при механических перегрузках в приводах или при использовании электродвигателей под перенапряжением. Для регистрации температуры применяется РТС = сопротивление с позитивным температурным коэффициентом, которые позиционируются в месте наибольшего нагрева.
- выпускается с памятью ошибки и без ЗУ (запоминающее устройство)
- напряжение питания 230V AC / 24V AC/DC
- предельно допустимый ток контактов 6А (1 или 2 переключающих контакта)
Реле термической защиты Grundfos MS 220 C Grundfos/Ziehl (Германия)
- Реле Grundfos MS 220C предназначено для преобразования термисторного сигнала в релейный и передачи его на пускатель в насосах с мощностью двигателя более 3.0 кВт.
- напряжение питания AC/DC 24 — 240V (и др. в зависимости от исполнения 110,400V)
- 1 CO, ток контактов 6А
Реле контроля температуры двигателя серии 71.91 и 71.92 Finder (Италия)
Термисторное реле определения температуры для промышленного применения.
Реле Finder термисторной защиты двигателя [71.91.8.230.0300]
- 1 нормально разомкнутый контакт, без памяти отказов
- Питание 24 В переменного/постоянного тока или 230 В переменного тока
- Защита от перегрузок в соответствии с EN 60204-7-3
- Положительная предохранительная логическая схема размыкает контакт, если значения измерений выходят за пределы приемлемого диапазона
- Индикация состояния с помощью светодиода
- Определение температуры с положительным температурным коэффициентом (PTC)
- Выявление короткого замыкания с помощью PTC
- Выявление обрыва провода с помощью PTC
Реле Finder термисторной защиты двигателя (с памятью) [71.92.8.230.0401]
- Термисторное реле с памятью отказов
- 2 перекидных контакта
- Питание 24 В переменного/постоянного тока или 230 В переменного тока
- Защита от перегрузок в соответствии с EN 60204-7-3
- Положительная предохранительная логическая схема размыкает контакт, если значения измерений выходят за пределы приемлемого диапазона
- Индикация состояния с помощью светодиода
- Определение температуры с положительным температурным коэффициентом (PTC)
- Память отказов выбирается переключателем
- Выявление короткого замыкания с помощью PTC
- Выявление обрыва провода с помощью PTC
Прежде чем ответить на этот вопрос, важно понять существующую схему защиты для бытовых электрических установок. Давайте возьмем типичный щиток квартиры для примера
Базовая защита обеспечивается крышкой щитка и крышкой сборных шин внутри, что предотвращает контакт с токоведущими частями внутри.
В вашем щитке для каждой цепи будет предусмотрен автоматический выключатель, обеспечивающий защиту от сбоев, который защитит ваши цепи от:
- Перегрузки, например, подключение многих приборов к удлинителю или адаптеру розетки
- Ток короткого замыкания, например, утечка в вашей ванной комнате распространяется на свет в комнате внизу, вода одновременно соприкасается с линией и нейтральными проводами
- Ток замыкания на землю, например, вы случайно просверлили кабель, утопленный в стене, через вас течет ток от проводника линии к земле
У вас также есть два УЗО, они предназначены для дополнительной защиты в случае замыкания линии на землю. Однако из-за того, как работает УЗО, для его работы требуется намного меньше тока, чем для автоматического выключателя. Таким образом, в случае замыкания на землю они обычно работают первыми.
Как видите, вы достаточно хорошо защищены: вы можете подключить слишком много приборов к розетке, и автоматический выключатель сработает до того, как ваш кабель перегорит (затем подожжет дом), вы можете затопить ванную комнату и зажечь свет. с водой, и ваш автоматический выключатель сработает, не давая вам соприкоснуться с
электричеством, вы можете просверлить отверстие в стене прямо через кабель, и УЗО сработает до того, как это сделает автоматический выключатель, снова защитив вас от попадания в сеть. удар током
Так какое отношение это имеет к УЗДП?
Есть один тип проблемы, от которой не защитит ни одна из вышеперечисленных мер; электрическая дуга внутри кабеля или соединения.
Что такое дуга?
Электрическая дуга создается, когда электрический ток преодолевает в промежуток между двумя проводящими материалами, и если ток сравнительно низок, возникает искра. Однако, если ток достаточно высок, генерируется непрерывная электрическая дуга, где воздух превращается из газа в плазму, способную поддерживать дугу. Температура, создаваемая этой дугой, может превышать 6000 ° C.
Это не означает, что искрение по своей природе является плохим, многие обычные электротехнические устройства производят дугу во время нормальной работы. Например, когда вы включаете свет, между контактами создается небольшая электрическая дуга, аналогично электрическая дрель будет иметь искрение, возникающее внутри его двигателя.
Чем опасна дуга?
Проще говоря, ошибка дуги может привести к пожару.
В случае дугового разлома происходит непреднамеренное искрение в цепи, поскольку мы уже упоминали, что температура, которая может генерироваться дугой, может превышать 6000 ° C. Это может создать горящий материал в точке дуги, который затем может распространиться на окружающую среду и в конечном итоге в жилище.
Где может возникнуть дуга?
Две наиболее распространенные области возникновения дуговых замыканий — это, во-первых, на клеммах кабеля, где затяжка ослаблена, и, во-вторых, внутри самого кабеля, где была повреждена изоляция.
Почему кабель может быть поврежден и почему будут ослабляются клеммы?
Коренные причины повреждения кабеля чрезвычайно разнообразны, некоторые из наиболее распространенных причин повреждения: повреждение грызунами, разрушение и повреждение изоляции кабеля, вызванное гвоздями или шурупами и сверлами.
Как сообщалось ранее, слабые соединения чаще всего встречаются в резьбовых соединениях, для этого есть две основные причины; во-первых, неправильная затяжка, во-первых, с наилучшей волей в мире люди являются людьми и совершают ошибки. Хотя внедрение динамометрических отверток в мире электромонтажа улучшилось, это может привести к значительным ошибкам.
Второй способ, которым могут возникать незакрепленные концевые соединения, связан с электродвижущей силой, создаваемой потоком электричества через проводники. Эта сила со временем будет постепенно ослаблять соединения.
Как работает УЗДП?
Устройство защиты от дугового пробоя является электронным оборудованием; оно непрерывно контролирует форму волны тока, протекающего через цепь. При обнаружении ненормальной формы, например, созданной дуговым замыканием в форме волны, они работают, отключая цепь или цепи.
Как мы уже говорили ранее, во время нормальной работы электрической установки возникают дуги, УЗДД разрабатываются и проверяются таким образом, что оно распознала «нормальную» дугу, например, при движении электродвигателя и не срабатывала.
Что не может сделать УЗДП?
УЗДД не будет обнаруживать замыкание на линию, как это делают УЗО или автоматический выключатель, и не будут определять ток перегрузки, как автоматический выключатель.
Нужно ли устанавливать УЗДП?
Рекомендуется устанавливать их в следующих местах:
- Помещения со спальными местами (например, молодежный хостел)
Места с риском пожара из-за природы хранимых или обработанных материалов (например, сараев) - Места с горючими строительными материалами (например, здание, построенное в основном из дерева)
- Огнезащитные конструкции (например, дымоходы, подъемные шахты)
- Места с угрозой незаменимых товаров (например, музеи)