Spkb-optics.ru

СПКБ Оптик
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое контрольное положение выключателя

Как будут проверять бизнес по новым правилам: все про Положение о виде контроля

Контрольно-надзорные проверки бизнеса с 2021 года проводятся по новым правилам. У проверяющих появилась возможность контролировать компании и ИП дистанционно, а также применять новые формы надзорных мероприятий: инспекционный визит, мониторинговую закупку, выборочный контроль и т. д. Об этих новшествах и о том, что нужно знать про Положение о виде контроля с 2021 года, расскажем в материале.

Дилемма об автоматизации огнезадерживающих клапанов и новые СП 484.

При выборе способа автоматизации огнезащитных клапанов (ОЗК) обычно рассматривается два подхода: 1) применение для каждого клапана специального модуля; 2) управление несколькими клапанами одной линией питания, и контроль положения заслонки при помощи адресных меток.

Типы клапанов.

Существуют три типа воздушных клапана:

  1. При снятии напряжения переходят в состояние защиты от пожара.
  2. При подаче напряжения переходят в состояние защиты от пожара.
  3. Требуют подачи напряжения на различные обмотки для перехода как в дежурное (исходное, норма) состояние, так и в состояние защиты.

В качестве ОЗК можно использовать любой из перечисленных типов, но предпочтение отдается первому типу.

Об управлении ОЗК, с рассмотрением всех способов, писал в статье «5+7 правильных и неправильных способов управления ОЗК».

Нормально- открытые/закрытые (клапана) и замкнутые/разомкнутые (цепи).

Если рассматривать состояние клапана норма/защита, то ОЗК первого типа являются нормально-открытыми (НО): открыты в дежурном режиме, и закрываются в состоянии защиты от пожара.

Если рассматривать логику управления клапана, то линии формирования сигналов управления ОЗК первого типа являются нормально-замкнутыми (НЗ): цепь замкнута и подается напряжение на обмотку привода (для поддержания его в открытом состоянии); при снятии же напряжения клапан автоматически закрывается (под действием возвратной пружины).

Такие клапана не требует контроля целостности питающей (управляющей) цепи выход пожарного прибора -> обмотка привода клапана, но требуют контроля положения заслонки.

Нормативные требования.

И теперь это не мои голословные размышления: с 1 марта 2021 года вместо CП 5.13130.2009 вступают в силу сразу три новых свода правил, из которых это следует почти однозначно.

Цитата из СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (с Изменениями N 1, 2)» (источник):

3.8 клапан противопожарный: Автоматически и дистанционно управляемое устройство для перекрытия вентиляционных каналов или проемов в ограждающих строительных конструкциях зданий, имеющее предельные состояния по огнестойкости, характеризуемые потерей плотности и потерей теплоизолирующей способности:
нормально открытый (закрываемый при пожаре);
— нормально закрытый (открываемый при пожаре или после пожара);
— двойного действия (закрываемый при пожаре и открываемый после пожара).

Цитаты из СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» (источник):

5.17. Линии связи между компонентами СПА, а также линии формирования сигналов управления инженерными системами объекта необходимо выполнять с условием обеспечения автоматического контроля их исправности. Допускается линии формирования сигналов управления инженерными системами выполнять без автоматического контроля их исправности, при условии выполнения данных линий нормально-замкнутыми.

7.7.7. Помимо исполнительных устройств СПДВ, СПА должна осуществлять управление и контроль исполнительных устройств общеобменной вентиляции — противопожарных нормально открытых клапанов, а также иных исполнительных устройств СПДЗ, «например, противодымные шторы, экраны и т.п.

Рассмотрим в качестве примера выбор оборудования Рубеж.

Применение модулей управления клапанами.

Модуль дымоудаления «МДУ-1 прот R3» стоит 3000р, и осуществляет как выдачу управляющего напряжения, так и контроль состояния цепей управления и положения заслонки.

Читать еще:  Как вырезать отверстия под выключатели

Возможность перевода заслонки клапана в нормальное и охранное (защитное) положение в процессе настройки системы с помощью установленных на плате кнопок «ОТКР» и «ЗАКР» позволяет не монтировать кнопки местного опробования клапана (но это не точно).

Для применения модуля требуется прокладка двух кабелей: подачи питания и адресной линии.

Преимущества применения модулей дымоудаления:

— не надо думать: один модуль — один клапан;

— единообразие подключение всех клапанов на объекте: ОЗК, КДУ, КПВ;

— простота подключения: один провод — одна клемма.

— нет необходимости применения кнопочного поста местного ручного опробования клапана (но тут я не уверен);

— возможность адресного управления модулями (каждым клапаном отдельно) с панели прибора «Рубеж-20П» или блока «Рубеж-БИУ».

Недостатки применения модулей дымоудаления:

— меньше надежность более сложного оборудования;

— требуется дополнительная настройка модуля;

— финансовые затраты на покупку модуля для каждого клапана;

— на пусконаладку каждого клапана требуется потратить больше времени;

— модуль может просто глючить;

— сложно выявить и предъявить жестянщикам проблемы механической части;

— если возникают проблемы с концевыми выключателями, то модуль перестает работать.

Почти всегда проектировщики для управления ОЗК применяют именно такие модули: «не надо думать» и «однообразные проектные решения» — это очень хорошая опция.

Применение адресных меток контроля состояния и одной линии управления несколькими клапанами.

В качестве адресной метки контроля состояния используется «АМ-1 прот R3», стоимостью 520р.

Адресная метка имеет один вход, но различает два состояния, и позволяет подключить оба концевых переключателя положения заслонки клапана.

Адресная метка имеет небольшой размер и размещается в распределительной коробке вместе с силовыми клеммами подключения обмотки привода клапана.

Питание всех ОЗК осуществляется одним кабелем, но для местного раздельного опробования для каждого клапана требуется применение кнопочного поста. Кнопочный пост включается в разрыв фазового провода, питающего обмотку.

Читать еще:  Выключатель стоп сигнала чери амулет

Стоимость кнопочного поста и распределительной электрической коробки составит 150р.

Теперь самое главное: управление напряжением в цепи питания ОЗК.

Распространенным решением является применение адресного модуля с контролем целостности цепи «РМ-4К» с подключением любого промежуточного (сигнального) реле со слаботочным управлением. Но мне кажется перспективным применение адресного силового модуля «РМ-1С прот.R3», стоимостью 1600р.

Модуль имеет одно реле, нагрузочной способностью 5А. Величина нагрузочной характеристики большинства приводов клапанов 8ВА, поэтому к модулю «РМ-1С прот.R3» можно подключить достаточное количество клапанов.

Множество ОЗК на объекте можно разделить на направления и использовать соответствующее число модулей «РМ-1С прот.R3».

Есть возможность комбинирования устройств. Вот пример, когда один модуль (на фото под потолком) управляет двумя ОЗК:

В распределительной коробке для подключения каждого клапана находится адресная метка контроля состояния клапана. И к релейному модулю и к адресной метке требуется подключение только адресной линии связи от ближайшего датчика. Отдельно питание устройству не требуется.

Контакты реле не перекидные, а гендерно нейтральные: нет подписи ни НО ни НЗ.

Не уточнял специально, но очевидно, что реле должно быть бистабильное.

Возможно ввиду этого и нет второго контакта — производитель решил сэкономит на клемме.

Очень зря, ведь именно поэтому меня посетила проблема.

Контакты нарисованы на плате так, как будто они НЗ — замкнуты изначально.

Но на проверку оказалось наоборот.

И изначально, и потом, в отсутствии управляющего воздействия из сценария управления, контакты разомкнуты.

Чтобы контакты стали НЗ необходимо в свойствах выхода указать опцию: Начальное состояниеВключен постоянно.

Это можно сделать как из программы «Firesec3 Администратор», так и из меню прибора «Рубеж-2ОП» в разделе конфигурирования адресного устройства. Переход в меню конфигурирования устройства возможно прямо из меню управления устройством, что очень удобно.

Основной плюс такого подхода заключается в том, что не надо настраивать модуль «МДУ-1», что является трудоемким процессом, если клапана установлены неквалифицированными жестянщиками (что бывает в 99,99%) — тогда задача разбираться с вопросом что же глючит: модуль или клапан ложиться на плечи слаботочников.

Читать еще:  Бесконтактные конечные выключатели masoneilan

Преимущества управления ОЗК одной линией:

— стоимость обвязки одного клапана ниже;

— меньше настраиваемых параметров адресного модуля;

— высокая надежность: работоспособность даже при неисправности адресной линейной части;

— возможно разделить пусконаладку механической и логической части;

— выше вероятность что клапан будет работать как надо.

Недостатки управления ОЗК одной линией:

— сложнее отобразить проектные решения;

— относительно сложные коммутации: требуется собирать схемы на клеммных соединениях;

— обязательно применять кнопочный пост;

— больше единиц применяемого оборудования: кнопочный пост, клеммы, адресная метка, распределительная коробка;

— требуется более высокая квалификация монтажников;

— требуется более высокая квалификация проектировщика;

— нет возможности управления каждым клапаном адресно с панелей управления.

Стрелочные электроприводы типов ВСП, СПВ

Винтовой стрелочный электропривод с внутренним замыканием остряков типа ВСП разработан на новой элементной базе: шариковинтовой пары качения (ШВП), автопереключателя с быстродействующими микропереключателями, кулачковой системы замыкания шибера, металлокерамической фрикционной муфты. Применение такой конструкции позволяет уменьшить габариты электропривода и повысить точность и надежность работы его контрольной системы.

Взрезные стрелочные электроприводы типа СПВ осуществляют раздельный перевод остряков стрелки и замыкание только прижатого остряка. В конструкцию электропривода входит взрезное устройство (10), через которое вращение передается на главный вал и к двум шиберным шестерням, входящим в зацепление с шиберами. Каждый шибер связан со своим остряком. При переводе стрелки сначала начинает движение прижатый остряк, а затем — отжатый.

В случае взреза стрелки остряк, отводимый от рамного рельса скатом колесной пары, начинает движение, воздействуя на свой шибер. Шиберная шестерня начинает вращать главный вал, при этом шибер выходит из запертого состояния, а взрезное устройство расцепляет главный вал и вал зубчатого колеса редуктора. Тем самым исключается излом элементов электропривода, но нарушается управление стрелкой. Восстановление работоспособности электропривода производится с помощью курбельной рукоятки.

Взрезные стрелочные электроприводы развивают меньшее тяговое усилие, чем невзрезные (до 3 кН), а увеличение массы и скоростей движения поездов, применение новых конструкций стрелочных переводов из рельсов тяжелых типов с гибкими остряками, жестко связанными между собой тягами, исключили возможность применения электроприводов серии СПВ, требующих обязательно раздельного хода остряков. Исходя из этого, а также из целесообразности применения на сети железных дорог единой унифицированной конструкции, производство и установка электроприводов серии СПВ в настоящее время прекращены.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector