Что такое контрольное положение выключателя
Как будут проверять бизнес по новым правилам: все про Положение о виде контроля
Контрольно-надзорные проверки бизнеса с 2021 года проводятся по новым правилам. У проверяющих появилась возможность контролировать компании и ИП дистанционно, а также применять новые формы надзорных мероприятий: инспекционный визит, мониторинговую закупку, выборочный контроль и т. д. Об этих новшествах и о том, что нужно знать про Положение о виде контроля с 2021 года, расскажем в материале.
Дилемма об автоматизации огнезадерживающих клапанов и новые СП 484.
При выборе способа автоматизации огнезащитных клапанов (ОЗК) обычно рассматривается два подхода: 1) применение для каждого клапана специального модуля; 2) управление несколькими клапанами одной линией питания, и контроль положения заслонки при помощи адресных меток.
Типы клапанов.
Существуют три типа воздушных клапана:
- При снятии напряжения переходят в состояние защиты от пожара.
- При подаче напряжения переходят в состояние защиты от пожара.
- Требуют подачи напряжения на различные обмотки для перехода как в дежурное (исходное, норма) состояние, так и в состояние защиты.
В качестве ОЗК можно использовать любой из перечисленных типов, но предпочтение отдается первому типу.
Об управлении ОЗК, с рассмотрением всех способов, писал в статье «5+7 правильных и неправильных способов управления ОЗК».
Нормально- открытые/закрытые (клапана) и замкнутые/разомкнутые (цепи).
Если рассматривать состояние клапана норма/защита, то ОЗК первого типа являются нормально-открытыми (НО): открыты в дежурном режиме, и закрываются в состоянии защиты от пожара.
Если рассматривать логику управления клапана, то линии формирования сигналов управления ОЗК первого типа являются нормально-замкнутыми (НЗ): цепь замкнута и подается напряжение на обмотку привода (для поддержания его в открытом состоянии); при снятии же напряжения клапан автоматически закрывается (под действием возвратной пружины).
Такие клапана не требует контроля целостности питающей (управляющей) цепи выход пожарного прибора -> обмотка привода клапана, но требуют контроля положения заслонки.
Нормативные требования.
И теперь это не мои голословные размышления: с 1 марта 2021 года вместо CП 5.13130.2009 вступают в силу сразу три новых свода правил, из которых это следует почти однозначно.
Цитата из СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (с Изменениями N 1, 2)» (источник):
3.8 клапан противопожарный: Автоматически и дистанционно управляемое устройство для перекрытия вентиляционных каналов или проемов в ограждающих строительных конструкциях зданий, имеющее предельные состояния по огнестойкости, характеризуемые потерей плотности и потерей теплоизолирующей способности:
— нормально открытый (закрываемый при пожаре);
— нормально закрытый (открываемый при пожаре или после пожара);
— двойного действия (закрываемый при пожаре и открываемый после пожара).
Цитаты из СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» (источник):
5.17. Линии связи между компонентами СПА, а также линии формирования сигналов управления инженерными системами объекта необходимо выполнять с условием обеспечения автоматического контроля их исправности. Допускается линии формирования сигналов управления инженерными системами выполнять без автоматического контроля их исправности, при условии выполнения данных линий нормально-замкнутыми.
7.7.7. Помимо исполнительных устройств СПДВ, СПА должна осуществлять управление и контроль исполнительных устройств общеобменной вентиляции — противопожарных нормально открытых клапанов, а также иных исполнительных устройств СПДЗ, «например, противодымные шторы, экраны и т.п.
Рассмотрим в качестве примера выбор оборудования Рубеж.
Применение модулей управления клапанами.
Модуль дымоудаления «МДУ-1 прот R3» стоит 3000р, и осуществляет как выдачу управляющего напряжения, так и контроль состояния цепей управления и положения заслонки.
Возможность перевода заслонки клапана в нормальное и охранное (защитное) положение в процессе настройки системы с помощью установленных на плате кнопок «ОТКР» и «ЗАКР» позволяет не монтировать кнопки местного опробования клапана (но это не точно).
Для применения модуля требуется прокладка двух кабелей: подачи питания и адресной линии.
Преимущества применения модулей дымоудаления:
— не надо думать: один модуль — один клапан;
— единообразие подключение всех клапанов на объекте: ОЗК, КДУ, КПВ;
— простота подключения: один провод — одна клемма.
— нет необходимости применения кнопочного поста местного ручного опробования клапана (но тут я не уверен);
— возможность адресного управления модулями (каждым клапаном отдельно) с панели прибора «Рубеж-20П» или блока «Рубеж-БИУ».
Недостатки применения модулей дымоудаления:
— меньше надежность более сложного оборудования;
— требуется дополнительная настройка модуля;
— финансовые затраты на покупку модуля для каждого клапана;
— на пусконаладку каждого клапана требуется потратить больше времени;
— модуль может просто глючить;
— сложно выявить и предъявить жестянщикам проблемы механической части;
— если возникают проблемы с концевыми выключателями, то модуль перестает работать.
Почти всегда проектировщики для управления ОЗК применяют именно такие модули: «не надо думать» и «однообразные проектные решения» — это очень хорошая опция.
Применение адресных меток контроля состояния и одной линии управления несколькими клапанами.
В качестве адресной метки контроля состояния используется «АМ-1 прот R3», стоимостью 520р.
Адресная метка имеет один вход, но различает два состояния, и позволяет подключить оба концевых переключателя положения заслонки клапана.
Адресная метка имеет небольшой размер и размещается в распределительной коробке вместе с силовыми клеммами подключения обмотки привода клапана.
Питание всех ОЗК осуществляется одним кабелем, но для местного раздельного опробования для каждого клапана требуется применение кнопочного поста. Кнопочный пост включается в разрыв фазового провода, питающего обмотку.
Стоимость кнопочного поста и распределительной электрической коробки составит 150р.
Теперь самое главное: управление напряжением в цепи питания ОЗК.
Распространенным решением является применение адресного модуля с контролем целостности цепи «РМ-4К» с подключением любого промежуточного (сигнального) реле со слаботочным управлением. Но мне кажется перспективным применение адресного силового модуля «РМ-1С прот.R3», стоимостью 1600р.
Модуль имеет одно реле, нагрузочной способностью 5А. Величина нагрузочной характеристики большинства приводов клапанов 8ВА, поэтому к модулю «РМ-1С прот.R3» можно подключить достаточное количество клапанов.
Множество ОЗК на объекте можно разделить на направления и использовать соответствующее число модулей «РМ-1С прот.R3».
Есть возможность комбинирования устройств. Вот пример, когда один модуль (на фото под потолком) управляет двумя ОЗК:
В распределительной коробке для подключения каждого клапана находится адресная метка контроля состояния клапана. И к релейному модулю и к адресной метке требуется подключение только адресной линии связи от ближайшего датчика. Отдельно питание устройству не требуется.
Контакты реле не перекидные, а гендерно нейтральные: нет подписи ни НО ни НЗ.
Не уточнял специально, но очевидно, что реле должно быть бистабильное.
Возможно ввиду этого и нет второго контакта — производитель решил сэкономит на клемме.
Очень зря, ведь именно поэтому меня посетила проблема.
Контакты нарисованы на плате так, как будто они НЗ — замкнуты изначально.
Но на проверку оказалось наоборот.
И изначально, и потом, в отсутствии управляющего воздействия из сценария управления, контакты разомкнуты.
Чтобы контакты стали НЗ необходимо в свойствах выхода указать опцию: Начальное состояние — Включен постоянно.
Это можно сделать как из программы «Firesec3 Администратор», так и из меню прибора «Рубеж-2ОП» в разделе конфигурирования адресного устройства. Переход в меню конфигурирования устройства возможно прямо из меню управления устройством, что очень удобно.
Основной плюс такого подхода заключается в том, что не надо настраивать модуль «МДУ-1», что является трудоемким процессом, если клапана установлены неквалифицированными жестянщиками (что бывает в 99,99%) — тогда задача разбираться с вопросом что же глючит: модуль или клапан ложиться на плечи слаботочников.
Преимущества управления ОЗК одной линией:
— стоимость обвязки одного клапана ниже;
— меньше настраиваемых параметров адресного модуля;
— высокая надежность: работоспособность даже при неисправности адресной линейной части;
— возможно разделить пусконаладку механической и логической части;
— выше вероятность что клапан будет работать как надо.
Недостатки управления ОЗК одной линией:
— сложнее отобразить проектные решения;
— относительно сложные коммутации: требуется собирать схемы на клеммных соединениях;
— обязательно применять кнопочный пост;
— больше единиц применяемого оборудования: кнопочный пост, клеммы, адресная метка, распределительная коробка;
— требуется более высокая квалификация монтажников;
— требуется более высокая квалификация проектировщика;
— нет возможности управления каждым клапаном адресно с панелей управления.
Стрелочные электроприводы типов ВСП, СПВ
Винтовой стрелочный электропривод с внутренним замыканием остряков типа ВСП разработан на новой элементной базе: шариковинтовой пары качения (ШВП), автопереключателя с быстродействующими микропереключателями, кулачковой системы замыкания шибера, металлокерамической фрикционной муфты. Применение такой конструкции позволяет уменьшить габариты электропривода и повысить точность и надежность работы его контрольной системы.
Взрезные стрелочные электроприводы типа СПВ осуществляют раздельный перевод остряков стрелки и замыкание только прижатого остряка. В конструкцию электропривода входит взрезное устройство (10), через которое вращение передается на главный вал и к двум шиберным шестерням, входящим в зацепление с шиберами. Каждый шибер связан со своим остряком. При переводе стрелки сначала начинает движение прижатый остряк, а затем — отжатый.
В случае взреза стрелки остряк, отводимый от рамного рельса скатом колесной пары, начинает движение, воздействуя на свой шибер. Шиберная шестерня начинает вращать главный вал, при этом шибер выходит из запертого состояния, а взрезное устройство расцепляет главный вал и вал зубчатого колеса редуктора. Тем самым исключается излом элементов электропривода, но нарушается управление стрелкой. Восстановление работоспособности электропривода производится с помощью курбельной рукоятки.
Взрезные стрелочные электроприводы развивают меньшее тяговое усилие, чем невзрезные (до 3 кН), а увеличение массы и скоростей движения поездов, применение новых конструкций стрелочных переводов из рельсов тяжелых типов с гибкими остряками, жестко связанными между собой тягами, исключили возможность применения электроприводов серии СПВ, требующих обязательно раздельного хода остряков. Исходя из этого, а также из целесообразности применения на сети железных дорог единой унифицированной конструкции, производство и установка электроприводов серии СПВ в настоящее время прекращены.