Что такое шина соединительная для автоматического выключателя
Соединительная шина для автоматов (подключение и выбор)
Собирая электрощиток, на имеющиеся в нем модульные автоматы ввод фазы осуществляется посредством шлейфов, состоящего из перемычек. Такой вид работы занимает много времени, требует приложения значительных трудовых затрат. Провода при этом с трудом помещаются в щитке, в них легко можно запутаться. Для упрощения процесса подключения однотипных модулей была изобретена специальная соединительная шина, часто называющаяся гребенчатой или просто гребенкой.
- Как выполнялось подключение раньше?
- Характеристики и виды
- Достоинства и недостатки соединительных шин
- Процесс установки
- Подключение УЗО и дифавтоматов
- Обзор производителей
- Типовые ошибки
Изделие представляет собой цельную литую конструкцию компактных размеров, состоящую из не токопроводящей пластины, на которой на одинаковом расстоянии расположено определенное количество зубьев (штырей) из токопроводящего материала. Они изготавливаются из меди. Гребенчатая соединительная шина крепится на DIN рейку 35 мм или на панель щита или щитка квартирного с помощью винтов. Поставляются такие изделия обычно в комплекте с заглушками, что дает возможность отрезать лишние выступы.
Классификация
Шины соединительные для автоматов классифицируют по таким признакам:
- в зависимости от типа подключаемых устройств (одно-, двух-, трех- и четырехполюсные);
- форме отводов (штыревые и вилочные);
- шагу расположения отводов (18 и 27 мм);
- количеству зубьев (от 12 до 60).
Гребенчатые шины в зависимости от типа подключаемых автоматов и УЗО визуально различают по количеству пластин, имеющихся в конструкции изделия. Их столько, сколько полюсов в автоматах. Поэтому их подбирают, учитывая этот фактор. Например, однополюсные гребенки применяют для подключения однофазных автоматов, а четырехполюсные для подсоединения в электрическую цепь трехфазных устройств на 4 полюса (ноль и 3 фазы).
Отводы штыревой формы чаще всего используют для подсоединения электроустановочных устройств. Их принято обозначать английскими буквами pin. Отводы вилочной формы, обозначаемые буквами fork, используются только с устройствами, имеющими в конструкции зажим, специально предназначенный для такого подсоединения.
Сечение отводов составляет 16 мм2, что позволяет пропускать ток не более 63А.
При выборе конкретной гребенки необходимо ориентироваться на вид подключаемого автомата или УЗО
Отводы должны полностью входить в гнезда устройств. Установка шины соединительной гребенчатой выполняется с учетом количества автоматов. Если имеются лишние зубья, то лишний кусок изделия должен удаляться с помощью соответствующего инструмента. При этом, изоляционная пластина должна заходить за последний контактный зуб. Поэтому рекомендуется резать не по прямой линии, а сначала медную часть, а затем изоляционную пластину.
Ставится гребенка и штыревая и вилочная сверху подключаемых модульных автоматов
Затем с помощью винтов крепления контактов надежно и прочно зажимается. Питание подводят к одному из концов гребенки. После этого подключают провода к выключателям, идущие к устройствам, потребляющим электрическую энергию. Затем необходимо обязательно проверить правильность подключения. Оно должно соответствовать принципиальной электрической схеме. И только после всех этих действий подается питание. Электромонтажные работы считаются оконченными.
Достоинства применения гребенок следующие:
- соединения получаются аккуратные и качественные;
- отсутствует нагромождение проводов;
- упрощается обслуживание и ремонт;
- нет нагрев в месте контакта;
- возможность подключения одно- и полторамодульных устройств;
- выдерживают нагрузку в 63А.
У гребенчатых соединительных шин есть и недостатки. К ним относят:
- необходимость выбора гребенки производителя, выпускающего автоматы и УЗО;
- при ремонтных работах потребуется отключение питания всех подсоединенных к шине устройств;
- при необходимости добавить новые автоматы придется заменять гребенку;
- при выходе из строя одного автомата придется демонтировать шину и ослабить контакты на всех подключенных устройствах.
Шина гребенчатая для автоматов значительно упрощает работу электромонтажника и электрика. Им не надо изготавливать перемычки из изолированного провода и затем выполнять соединение. Все это приводило к увеличению количества проводов, а в сложных высоко- и низковольтных установках это увеличивало количество проводов и усложняло обслуживающие и ремонтные работы.
Правила установки и подключения
Как говорилось выше, гребенки пришли на смену перемычкам автоматических выключателей, оказавшись надежнее, долговечнее и проще в использовании. Они используются для соединения автоматов и остальных защитных устройств после рубильника.
Как и для любых устройств, у соединительной шины гребенки для автоматов существуют правила установки и подключения. Они достаточно просты и не требуют использования дополнительного оборудования.
Для соединения шины с автоматом, потребуется:
- Убедиться, что шина подходит по количеству полюсов, по размеру автомата на дин-рейку и по креплению. Чтобы избежать расхождений, лучше сразу приобретать гребенку и автомат одинаковой фирмы производителя.
- С помощью ножовки по металлу необходимо отрезать шину нужной длины.
- Отрезать диэлектрический корпус с запасом в 1-2 сантиметра, во избежание короткого замыкания.
- Надеть на шину специальный кожух.
- Приступить к монтажу и установке планок для крепления электрических автоматов, учитывая маркировку, защитный прибор имеет 2 или более полюсов. Для этого потребуется вставить каждый отвод в специальное отверстие автомата, в каждом из которых есть обычный зажим, затягивающийся стандартными болтами.
- При использовании шины с вилками, отводы крепятся в специально предназначенные для гнезда.
- В один из крайних зажимов требуется подключить вводный питающий провод.
Виды материала для изготовления шин
В зависимости от материала, из которого изготавливается шина, выделяют следующие шины электрические:
- Медные.
- Алюминиевые.
- Стальные.
- Сталеалюминевые.
Последний вариант представляет собой сердечник, выполненный из оцинкованных стальных проводов, вокруг которого повиты провода из алюминия.
Алюминиевые шины обладают следующими преимуществами:
- Устойчивы к возникновению коррозии.
- Обладают высоким показателем электропроводности.
- Небольшой вес.
- Стоимость их ниже, чем других видов.
Для их производства используются пластичные марки алюминия с минимальным количеством примесей. Могут быть использованы низколегированные сплавы алюминия, магния и кремния. Дополнительные элементы позволяют увеличить прочность, пластичность, упругость.
Медные шины могут содержать в своем составе до 99,9 % меди. Такие изделия обладают маркировкой М1. Широко используются марки ШМТ и ШМТВ, которые производятся из бескислородной марки. Они отличаются степенью мягкости. Первые две буквы маркировки ШММ и ШМТ обозначают «Шина медная». Идущая далее буква «М» характеризует мягкие изделия, «Т» — твердые.
Нулевая распределительная шина в щитке: устройство
В независимости от схемы подключения (двухполюсная или четырехполюсная), для того чтобы подсоединить нулевые (рабочие) и заземляющие проводники, необходимо установить специальную нулевую шину.
Конструкция шины:
- Пластиковый корпус;
- Рейка с винтовыми зажимами.
Важно понимать, что как большинство устройств входящих в состав схемы электрощитка, нулевая шина устанавливается на специальную DIN – рейку.
Корпус устройства, выполнен из негорючего пластика. Токопроводящий элемент представляет собой пластину, которая оснащена специальными отверстиями для установки проводников. Зажим производится посредством винтов.
Обратите внимание! Для различных электрических схем, нулевая шина подбирается согласно количеству подключаемых проводников.
Установка нулевой шины, позволяет не только решить сразу несколько задач, но и оборудовать электрощиток согласно требованиям ПУЭ.
В первую очередь, данная шина, позволяет произвести подключение сразу нескольких нулевых проводников от потребителей к вводному нулевому проводнику.
При подключении проводов посредством нулевой шины, значительно увеличивается качество и надежность работы автоматических выключателей.
Нулевая шина, позволяется обеспечить неразрывное подключение нулевых проводников с нулевым вводом.
Стоит отметить, что данная шина, может использоваться в качестве заземления (зануления). Что дает возможность занулить корпусы различных электроустройств при отсутствии общего заземления.
Основным условием при подключении проводников к нулевой шине, обязательное соблюдение сечения проводов, которое не должно превышать допустимых значений.
Как правильно установить гребенку
Алгоритм действий довольно простой:
- Если подключаемых модулей меньше, чем отводов у приобретенной гребенки, необходимо отрезать лишнюю часть. Сделать это можно используя обычную ножовку по металлу. Шина и изолятор лучше отрезать отдельно, поскольку последний должен быть длиннее примерно на один-два сантиметра. Это позволит предотвратить КЗ. С этой же целью рекомендуется заглушки на края, если они входят в комплект. В противном случае, используем всеми любимую синюю изоленту.
- Сам процесс подключения, также не вызывает трудностей. Для крепления гребенка вставляется сверху аппаратов, при этом, каждый отвод должен попасть в соответствующую контактную площадку, после чего производится затягивание винтов.
- К крайней правой или левой (в зависимости от разводки) контактной площадке подключается ввод питания.
После этого подключаем провода, ведущие к потребителям электроэнергии. На завершающем этапе останется подсоединить питание (эту работу выполняют сотрудники электрокомпании) и распределительная коробка (щиток) готов к эксплуатации.
Подведем итог, использование гребенки для автоматических выключателей существенно упрощает монтаж.
Особенности и правила монтажа
Типовая шина гребенчатая монтируется в границах вводного или распределительного щитка очень просто, не вызывая особых затруднений у исполнителя. Однако в этом деле имеется целый ряд нюансов, учитывать которые при монтаже гребенки для автоматических выключателей нужно обязательно.
Согласно требованиям нормативных документов, фазная шина размещается только на верхних контактах автоматов, объединяемых в одну линейку.
Особенности подключения шины под гребенку также проявляются в следующих тонкостях:
- Поскольку ее проводящая часть при монтаже попадает между нижней прижимной пластиной и самой гребенкой, имеющийся на ней пластиковый изолирующий выступ должен быть обращен в сторону винтового крепления.
- При нарушении этого требования не удается получить эстетичное соединение, которое лишено изгиба пластины.
- При монтаже гребенки 3-х фазного типа важно следить за правильностью расположения изоляторов, что исключит возможность межфазного замыкания.
В процессе установки соединительных шин для автоматов вместо стандартных перемычек из провода обязательно соблюдение общепринятой маркировки. Она наносится на корпусах монтируемых изделий и должна соответствовать требованиям действующих нормативов.
Обычно такие гребенки продаются уже отмеренными стандартными линейками, число монтажных контактов на которых бывает разным. Поэтому перед подключением подсчитывается общее количество соединяемых автоматов и с учетом их толщины отрезается ненужная часть шины.
Схемы подключения автоматов через соединительную гребенку
Шина для автоматов гребенчатая вводится в соединительную цепочку согласно определенным правилам, задаваемым электрической схемой ее включения.
Поскольку объединение автоматов в сетях 220 Вольт осуществляется только по фазе (без нуля) – такую шину принято называть фазной.
В зависимости от типа силовой цепи, в которую включаются перемычки для автоматов, они рассчитываются для работы либо в однофазной линии (220 Вольт), либо – в трехфазной сети. Во втором случае схема включения представляет собой утроенную копию одиночной коммутации. Разница между двумя вариантами проявляется только в конструкции самого шинного соединителя.
Согласно ПУЭ, элемент предназначен для создания надежного контакта между верхними (подводящими) клеммами автоматических приборов, напряжение с выхода которых поступает в линию нагрузки. Для этого шинка должна выдерживать значительные токи, что определяет схему ее включения в общие цепи питания – все автоматы соединяются с ее помощью в параллель по входу. Это правило справедливо как для однофазных (однорядных) шин, так и для трехфазных гребенок для автоматов. Во втором случае изделие из меди имеет три изолированных ряда, смещенных на шаг, соответствующих расстоянию между фазными клеммами коммутирующего прибора на 380 Вольт.